С начала года весь Красноярский край и даже южные соседи региона задыхаются от «черного неба». Долгое время режим НМУ связывали с работой крупных промышленных предприятий, но теперь он пришел в малые города, где нет чадящих заводов. В чем же причина «черного неба» над головами сибиряков?
Смог висит над всем югом — проблемы есть в хакасских Абакане, Черногорске, тувинском Кызыле. Но большой промышленности (как в Красноярске, например) здесь нет. Но несмотря, на всю разницу, общее в городах с грязным воздухом есть.
И главное сходство — это большое количество частного сектора, дома которого топятся углем. Уголь выбрасывает дым, образует сажу, и как следствие делает небо черным. Если за выбросами крупных предприятий еще можно уследить, то за частными печками сложно установить контроль. Добавляют загрязнений и мелкие предприятия — шиномонтажки, гаражи и проч.
На сегодняшний день бурый уголь является самым дешевым видом топлива, а значит, для домохозяйств он наиболее выгодный. Государство может компенсировать людям траты на более экологичный вид топлива — например, на электричество. Но переход на электричество Красноярска потребует 2 млрд дотаций в год.
Глава краевого Роспотребнадзора Дмитрий Горяев рассказал, что в Минусиснке ежемесячный мониторинг проводится по 7 загрязняющим веществам — азота диоксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, сера диоксид, углерод, углерод оксид, формальдегид. По результатам мониторинга в 2021 году в воздухе превышены гигиенические нормативы почти в 2 раза.
При этом бенз(а)пирен превышал норму в 40,0 % от всех нестандартных проб атмосферного воздуха. Одними из главных причин превышения являются печное отопление в Минусинске, а также неблагоприятные условия для рассеивания», — написал Дмитрий Горяев.
Сейчас в Минусинске около 12 тысяч частных домов. В Красноярске по некоторым оценкам на один многоквартирный дом приходится два частных. За тем, чем топятся жильцы этих домов, практически не следят и обязать их использовать не самый вредный уголь никто не может.
Уже не первый год ведется разговор о газификации Красноярского края. Конечно, она есть в планах и связана со строительством магистрального экспортного газопровода «Сила Сибири—2» с трассировкой параллельно Транссибу севернее его на 100-200 км и в направлении с запада на восток края. Но сроки пока неутешительны — газ нужно ждать не раньше 2030 года.
Губернатор Красноярского края Александр Усс на недавнем обсуждении темы газификации отметил, что перспективный объем потребления со стороны крупных компаний и частных домовладений, расположенных на территории края, оценивается в 11 млрд кубометров газа в год. Такие параметры позволяют рассматривать регион в качестве конкурентоспособного потребителя.
Весной 2022 года схемы газоснабжения субъектов федерации, включая Красноярский край, будут актуализированы. Возможно, это хотя бы как-то сдвинет вопрос с мертвой точки. И у задыхающихся жителей появится надежда на чистое небо.
Дек 08 2022
«Все под смогом ходим»: откуда взялся грязный воздух на юге Красноярского края?
Просмотров: 538. Обновлено: 08.12.2022
Постоянная ссылка на это сообщение: https://imisskoe.ru/2022/12/08/%d0%b2%d1%81%d0%b5-%d0%bf%d0%be%d0%b4-%d1%81%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc-%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%bc-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%83%d0%b4%d0%b0-%d0%b2%d0%b7%d1%8f%d0%bb%d1%81%d1%8f-%d0%b3/